Берестовицкий районный центр гигиены и эпидемиологии

ФЗОЖ

Среди хронических заболеваний, приобретаемых детьми за время учебы, на первом месте стоят нарушения осанки и зрения, сколиозы,  что связано, прежде всего, с необходимостью большую часть времени в школе проводить сидя за партой.

Статистика:   отдельные нарушения здоровья у детей 0-17 лет   (на 1000 осмотренных) выявлены:

 со сколиозом  2016 год - 24,2 % (2015 год- 23,3),  в том числе впервые 3,0 %  (2015год -2,9 %)

с нарушением осанки 2016 год - 27,6 % (2015 год- 27,5) , в том числе впервые 2,0 (2015год -4,2 %)

Альтернативой привычному для нас стилю проведения уроков, когда дети в течение 45 минут сидят, склонившись над ровной поверхностью столов, может стать режим смены динамических поз (чередование положений стоя-сидя) с использованием специальной мебели- конторок.

На сегодняшний день  разработаны разные модели конторок: от простейших моделей, которые по типу столешницы ставятся на обычные столы, до современных, которые могут легко подниматься и опускаться, сочетая в себе возможности стола и конторки.

Конторки позволяют детям во время учебного процесса снять статическое напряжение. Это важно для профилактики нарушений в костно-мышечной системе, при возникновении сколиозов и нарушений осанки. Их использование положительно сказывается и на зрении, потому что ребенок, пользуясь такой мебелью, смотрит на написанное на доске, но с другого расстояния, так как конторки ставятся в классе или где-то сзади, или сбоку, но таким образом, чтобы не мешать другим ученикам.

Как работать за конторкой?

Сначала необходимо отрегулировать конторку по высоте, чтобы, работая за ней, ребенку не надо было сгибать спину. Верхний край конторки должен находиться на уровне «солнечного сплетения». Это исходный, ориентировочный уровень, по которому можно проводить дальнейшую «подгонку» высоты конторки. Если при исходной высоте ребенок во время письма продолжает склоняться, то вся поверхность конторки постепенно поднимается до тех пор, пока спина ребенка не займет строго вертикальное положение. 

Самое важное — развить у ребенка способность слышать потребности своего тела. Только сам ученик может решить, сколько минут ему следует постоять за конторкой, а сколько — посидеть за столом. На этапе адаптации к работе за конторкой, чем чаще будет менять позы ребенок — тем полезнее. Уже через год у школьника вырабатывается потребность работать стоя. Как показывает практика, на этапе адаптации оптимальным оказался режим, при котором дети меняли позы «стояния за конторкой — сидения за партой» через каждые 15 минут. Максимальная продолжительность разового «стояния» не должна превышать 25 минут.

Как разместить конторки в классе?

Если площадь класса позволяет можно устанавливать по одной, две конторки, можно вынести из класса несколько  столов, которые стоят дальше от окна. Вместо них ставятся конторки  с меняющейся высотой рабочей поверхности. Таким образом, в классе образуется достаточное количество рабочих мест для работы стоя и для работы сидя. Периодически по команде учителя (примерно через каждые 10 — 15 минут, т.е. дважды-трижды за урок) те дети, которые работали стоя, садятся за столы, а те, кто работал сидя, — становятся за конторки. Тем детям, которые со временем предпочтут больше работать стоя, рекомендуется иметь постоянную рабочую конторку, сбоку от которой находится стул. Школьник сам, в зависимости от своего самочувствия, периодически приседает на стул и слушает учителя. Важно учесть, что когда два школьника занимаются за одной конторкой, они должны быть примерно одного роста (разница в высоте не более 1 см).

Жизнь в движении

От сидения за партой в классе устает не только спина, но и глаза. Сохранение зрение — еще одна важная задача, которая стоит перед педагогами. И ее тоже можно решить, используя конторки. Как пишет Владимир Филлипович Базарный, наш глаз — это сканер. Все образы, которые он «снимает», должны находиться в движении. Обездвиженный образ глаз не воспринимает. Или воспринимает в режиме... отторжения. Через семь секунд, если перед глазом находится неподвижный объект, начинается отторжение этого образа. Если изо дня в день, из года в год использовать преимущественно ближнее зрение (а так работают наши дети, да и мы сами), происходит отмирание клеток коры головного мозга, настроенных на восприятие пространства. Вот почему ребенку необходим режим дальнего зрения, его зрительные горизонты должны быть раздвинуты как можно шире. Лучше всего для этого подходят естественные природные ландшафты. Ну а в школе и дома нужно обязательно освободить окна от штор, занавесок, тюля, капрона и прочего, что мешает глазу ребенка работать в наилучшем режиме дальнего зрения. Также очень благотворно на эмоциональное состояние детей, а также на их зрение влияет смена рабочих мест учащихся. Наиболее эффективно менять, переставлять столы 1-2 раза в месяц.

 Конторку можно использовать и дома. Она устанавливается рядом со столом, за которым школьник выполняет домашние задания. Нужно стремиться, чтобы во время домашних занятий лицо школьника было обращено к окну. Периодические непроизвольные взгляды в пространство крайне важны и полезны не только для глаз, но и для работы мозга. 

Обобщая свои наблюдения за ребятами, которые работают,  за конторками учителя отмечают, что «дети с восторгом работают, более внимательно слушают, запоминают, менее отвлекаются. При этом не только укрепляется весь опорно-двигательный аппарат, нет искривления позвоночника и болей в спине, но повышаются психическая устойчивость, внимание, творческие способности и иммунитет, исчезает утомляемость.

Справочно:  на текущий период 2018 года практически во всех учреждениях среднего образования района (83,3 %) установлены конторки в учебных   помещениях  для учащихся начальных классов. Их количество составляет,  28  штук и продолжает расти.  Наибольшее количество  (6 штук) конторок приобретено администрацией ГУО «Большеберестовицкая  средняя школа».

 

Помощник врача-гигиениста санитарно-эпидемиологического отдела Берестовицкого райЦГЭ                               Е.Р.Суета


Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:

| Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.


Вернуться в раздел ФЗОЖ

Здоровые города и поселки

ЦУР

Профилактика инфекционных заболеваний

Противодействие коррупции

Радиационно-гигиенический мониторинг

О развитии предпринимательства

Внимание! С 26 февраля 2018 года вступают в силу "Общие санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования", утвержденные Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 года № 7 "О развитии предпринимательства".

-информация по КЭ

Контакты

8 (01511) 4-36-08
grbercge@mail.grodno.by

Гродненская область, Берестовицкий район, городской поселок Большая Берестовица, улица Ленина, 10
Открыть контакты

Портал рейтинговой оценки

Гендерная статистика

«Здоровый Гродно»

Медицинский портал

Здоровые люди

Год качества