Игровая и компьютерная зависимость у детей и подростков
Роль семьи в профилактике компьютерной зависимости
Компьютерные технологии оказывают огромное влияние на воспитательное пространство детей и подростков. Именно дети и подростки являются целевой аудиторией индустрии развлечений, на которую и рассчитываются новые компьютерные игры. С одной стороны информационно-коммуникационные технологии позволяют расширить область освоенных знаний и умений, а с другой – нельзя отрицать наличие негативного влияния на психику ребенка.
Дети и подростки все больше времени проводят за компьютером, планшетом или телефоном, что приводит к увлечению компьютерными играми, а за тем и к появлению зависимости.
Компьютерная зависимость – это навязчивый, намеренный уход человека в виртуальную реальность с потерей прежнего интереса к другим занятиям и обязанностям, с максимальным времяпрепровождением за компьютером.
Дети усваивают роли и правила поведения из сюжетов компьютерных игр, телевизионных передач, фильмов и других средств массовой коммуникации. Символическое содержание увиденного, оказывает воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения.
Причины обращения детей к компьютерным играм
Причины различны, это может быть скука, отсутствие организованного досуга, желание получить эмоциональную разрядку и др., а также когда сами родители много времени проводят за компьютером или телефоном, не уделяют внимания ребенку, подолгу отсутствуют дома, предоставляя возможность самостоятельного выбора времяпрепровождения.
Родителям детей необходимо помнить о тех недостатках семейного воспитания, которые способствуют возникновению и развитию компьютерной зависимости детей:
- неблагоприятная эмоциональная обстановка в семье;
- отсутствие доверительных отношений детей с родителями;
- стратегии контроля родителей, не соответствующие возрастным особенностям детей;
- раннее приучение ребенка к компьютеру, планшету, мобильному телефону;
- неумение заинтересовать ребенка полезными занятиями, увлечениями.
Тревожными сигналами формирования зависимости от компьютера и компьютерных игр могут стать следующие признаки:
- во время игры ребенок перестает реагировать на просьбы, не слушает взрослого, при попытке отвлечь его от игры или запретить играть проявляет агрессию, возможны истерические реакции;
- постоянно говорит о компьютерных играх, с нетерпением ждет возвращения к игре;
- в случае запрета игры или ограничения ее во времени, у ребенка ухудшается настроение, возникает состояние апатии;
- оторванный от игры ребенок не может найти себе занятие в реальном мире, не проявляет интереса к играм и игрушкам, отказывается заниматься прежними увлечениями;
- демонстрирует острую потребность в игре, говорит об этом, проводит за компьютером все больше времени;
- не способен контролировать время, которое он проводит за игрой;
- проявление агрессивности у детей, играющих в жестокие игры;
- появляется нарушение сна, плохо засыпает и с трудом просыпается, сложно соблюдать режимные моменты;
- появляется синдром «сухих глаз», жалобы на боль, ощущение, что «песок в глазах», возможно нарушение зрения;
- наблюдается нарушение осанки, боли в спине, головные боли.
Количество просмотров:
Вернуться в раздел ФЗОЖ